Информационный блок

По статьям

Дидактические информационные  среды

Понятие среда

andr3

 

Пространство и среда как это понимаю различные авторы

Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах. ссылка

При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него. Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих раз- витие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом

Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. ссылка

образовательное пространство представляет собой форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению на уровне, превышающем естественный, имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания, естественный процесс — такой, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования.

 

Касторнова В.А. Развитие становления понятия образовательного пространства, базирующегося на информационно-образовательной среде.  2012, 10  ссылка

Образовательную среду и пространство следует рассматривать как составные части социального пространства. Действительно, здесь выстраивается своеобразная иерархия: при- родная среда – социальная среда – образовательная среда – образовательное пространство. При этом подразумевается, что взаимодействия и взаимовлияния осуществляются между средой и личностью, причем становление и развитие личности есть результат отношений образовательной среды и человека. Можно сказать, что образовательное пространство − это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений, а процесс образования − это процесс последовательного изменения отношений ученика и учителя с образовательной средой, своеобразный «путь» субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве.

Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении ссылка

Под образовательной средой мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика.

Савельев Д.С. Педагогическая среда, педагогическое пространство как категории педагогической науки (анализ и определение терминов и понятий) ссылка

вошли в научное употребление сравнительно недавно и пока отсутствуют в педагогических словарях и энциклопедиях. Эвристической основой их применения стала интуиция среды обитания, сложившаяся в биологических науках. Внешняя среда в зависимости от имеющихся в ней условий может поддерживать жизнедеятельность организма или угнетать ее.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА может быть определена как совокупность социальных, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности педагогического субъекта (учащихся, педагогов, образовательных учреждений в целом).

Аналогичным образом определяется в литературе понятие образовательной среды. Она понимается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [Это Ясвин].

Работы Ясвина

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию . —— М.: Смысл, 2001. — 365 с. ссылка

Образовательная среда составляет диалектическое единство своих пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных.

 

Работы Шендрика И.Г.

 

ссылка  на самореализацию личности в контексте проектирования образования

Цитирование на ucoz 

 

автор неизвестен но материал интересен,  может быть взято из этого источника  Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – АСОУ, 2009. – 296 с.

Гущина  Т.Н. Педагогическая сущность феномена  «образовательная среда»: по материалам исследования. ссылка

её (среды) ключевые функции  (в том числе) . ..  — регуляция, т.к. образовательная среда позволяет регулировать деятельность субъектов на основе выработанных общих норм и правил организации жизнедеятельности;

Это переход к персональным средам

Характеризуя процессы взаимоотношения человека и среды, М. Хейдметс впервые вводит понятие «персонализация среды» — «фиксация определённой части среды как своего Я» [14]. Определение индивидуальной образовательной среды мы встречаем у В.А. Ясвина: «Индивидуальная образовательная среда предполагает «совокупность субъекта и его окружения»; «организация индивидуализированности образовательной среды обеспечивает возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве» [17, с. 19].

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-suschnost-fenomena-obrazovatelnaya-sreda-po-materialam-issledovaniya#ixzz48FwK9Oz6
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-suschnost-fenomena-obrazovatelnaya-sreda-po-materialam-issledovaniya#ixzz48Fvb9VMv

Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности  ссылка

Социокультурная среда — это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека.

 

 

персональные образовательные среды

  • Характеристика электронной персональной образовательной среды педагога  В.Б. Клепиков.   ссылка
  • Когномика.  М.П. Карпенко.  ссылка
  • Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учебное пособие.  В.А. Стародубцев  ссылка
  • Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов.  Слепухин Александр Владимирович   ссылка
  • Персональные учебные среды студента и преподавателя.  Фокина Т.Н. ссылка  ссылка 2
    • студенты должны  иметь навыки  саморегулируемого обучения и мета-когнитивного мышления.

Какие бывают персональные среды
Персональная среда обучения — PLE Духнич Ю.
» инструменты, сообщества и службы, на которых основываются индивидуальные образовательные платформы, предназначенные для использования учащимися, которым предоставляется самостоятельное управление своим обучением и самостоятельная постановка учебных целей. »    ссылка

Персональная образовательная сфера
термин «персональная образовательная сфера» (далее в тексте ПОС) выделяет относительность «радиуса» поля деятельности индивида и его возрастание по мере обретения субъектом деятельности все большего опыта и теоретических знаний (информационно-коммуникационной компетенции).
(В.А. Стародубцев, А.А. Киселева Неформальное образование в жизнедеятельности педагога // Инновации в образовании 2010. – №9. – С. 74–83)
Дальше по тексту  «…. персональная образовательная среда – это открытая социотехническая система, образованная конечным множеством функциональных элементов (сервисов, гаджетов, виджетов, средств коммуникации) и их связей, выделенных индивидом в информационно насыщенной окружающей среде с целью реализации двойственного характера своей жизнедеятельности как поставщика и потребителя образовательных услуг в течение жизни и в контексте профессиональной деятельности.»
Правда ниже опять от среды к сфере
» Построение модели какой — либо системы, в том числе и персональной образовательной среды (лучше сказать сферы), подразумевает определение ее места в метасистеме и определение оптимального набора компонентов системы, обеспечивающих функциональную полноту свойств системы, установление необходимых связей между компонентами»
(Стародубцев В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учебное пособие/ В.А. Стародубцев; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012.– 124 с.) с 12

 Дидактические информационные среды

  • Саморегулируемое обучение студентов лингвистических специальностей в условиях дидактических информационных сред. Киргинцева Наталья Сергеевна. ссылка
  • Организация учебной деятельности студентов педагогического университета в информационной образовательной среде. ????????? . ссылка      ссылка 2          Репозиторий БГПУ       БГПУ
  • Праксеологические, системотехнические и синергетические основы проектирования дидактических информационных сред для высшего профессионального образования. Киргинцева Н.С. Нечаев С.А. ссылка
  • Организация учебной деятельности студентов (курсантов) в информационной образовательной среде   Яйлаханов Сергей Вячеславович.  ссылка
  • Разработка ядра дидактической информационной среды по английскому языку в LMS MOODL. Киргинцева Н.С. ссылка
  • Информационно-образовательная среда в дисциплинах направления подготовки «землеустройство и кадастры»  Е.Н. Козелкова, А.У. Кушанова ссылка
  • Информационно-образовательная среда предметного обучения (дидактическая информационная среда) – это комплекс системных адаптированных информационных воздействий, моделирующих влияние источников естественной информационной среды соответствующей предметной области, и направленных на формирование компетенций, необходимых для самостоятельного взаимодействия с естественной информационной средой предметной области [3 ???].
  • Информационная образовательная среда учреждения: понятие, структура, проектирование.  Е.А. Мясоедова, Г.А. Будникова ссылка
  • Информационно-образовательная среда в формировании икт-компетентности будущих педагогов Савельева Оксана Анатольевна ссылка           упоминается ДИС
  • Информационная образовательная среда колледжа как феномен: понятие, назначение, структура, реализация. Кириллов Алексей Иванович. ссылка           личная образовательная среда
  • Дидактическая информационно-предметная среда как фактор оптимизации обучения в начальной школе  Попова Полина Владимировна  ссылка
  • Курс «Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы»  Кириллов Алексей Иванович. ссылка
  • Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования. Гарцов Александр Дмитриевич ссылка           автреферат ДПН
  • Развитие и распространение инфокоммуникационных технологий положило начало изменению системных свойств среды обучения. Определение среды обучения в информационную эпоху меняется. В научной литературе появились новые термины, определяющие информационные среды обучения: информационно-педагогическая среда (А.А. Аханян), информационно-предметная среда (И.В. Роберт, Т.Н. Шалкина), дидактическая информационно-предметная среда (В.М. Монахов), виртуальная среда обучения (Ж.Н. Зайцева, А.А. Калмыков, В.П. Кулагин, А.Н. Богомолов), информационно-обучающая среда (Е.С. Полат, А.А. Андреева, Д.В. Смолин, Н.А. Моисеенко), интегрированная обучающая учебная среда (О.П. Крюкова), мультимедийная интерактивная обучающая среда (О.И. Руденко-Моргун, Г.Е. Кедрова, М.А. Бовтенко), дидактическая интегрированная информационная среда (Л.А. Дунаева) и др. Несмотря на расхождения в терминологической номинации среды обучения многочисленных исследователей, все они могут объединиться определением, которое дал И.В. Роберт: «Информационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует её» [Роберт, 1994: 17].
  • Педагогические аспекты интеграции педагогических технологий и информационных технологий как качественно новый этап информатизации математического образования. В. М. Монахов   ссылка
  • дидактической компьютерной среды (результаты научной школы ВГПУ).
  • Электронная дидактическая среда как фактор совершенствования математической и естесвеннонаучной подготовки инженерно-технических кадров в вузе.  Конышева Алия Вазиховна.   ссылка   ссылка 2
  • ссылка на Киргинцеву Н.С. Таким образом, в соответствии с логикой нашего исследования будем полагать, что понятия «образовательное пространство», «образовательная среда», «обучающая среда», «предметная среда» сравнимы и совместимы между собой на основании общих признаков. Следовательно, находятся в отношении соподчинения. Особого внимания заслуживает вопрос о расположении в указанной ие- рархии дидактической среды. Различные аспекты последней изучали А. П. Ден деберя [77], Н. С. Киргинцева [121], В. С. Леднев [157], П. В. Попова [246].
  • В аспекте профессиональной подготовки интерес для нас представляет понятие дидактической информационной среды, разработанное Н. С. Киргинцевым. Автор трактует указанную категорию как среду, включающую средства обучения, базирующиеся на новых инфокоммуникационных технологиях, и информацию научного и учебного характера, способствующую формированию основ профессиональной компетентности будущего специалиста [121, с. 65]. Анализируя вышесказанное, заключаем, что понятия «образовательная среда» и «дидактическая среда» соотносятся как целое и часть. В то же время дидактическая среда является особой сложной системой. Описание системы сводится к характеристике целей, содержания образования, дидактических процессов, методов, средств, форм обучения и ее принципов. Считаем, что дидактическая система, обладающая определенными ресурсами, обусловленными ее свойствами и структурой, при взаимодействии с субъектами образует дидактическую среду.  (121 Киргинцева, Н. С. Дидактическая информационная среда в обучении английскому языку в военном вузе / Н. С. Киргинцева, Д. Э. Пивоваров // Информационные техноло- гии. – 2000. – № 4. – с. 154–168)

 

Пример оформления

Образец оформления Литературы   ВУРАО

Литература
  1.  Ермолич С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Внешкольное воспитание. 2007. No 9. С. 23–27.
  2.  Кузнецова Е.Г.   К вопросу формирования  ценностных ориентаций подростков //Вестник ОГУ . 2011. No 2 (121). С. 198–204.
  3.  Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей  современных подростков: Дисс…канд.психолог.наук. М., 2013. 195 с.
  4.  Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. No 6. С. 31–41
  5.  Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессонализма будущих педагогов. // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. No 2. С. 95–103.
  6.  Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  7.  Бронфенбреннер У.  Экология человеческого развития. М.: АСТ, 2008. 314 с.
  8.  Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Наука, 2000. 204 с.
  9.  Молодцова Т.Д. Роль социально-педагогических факторов в появлении школьной дезадаптации // Вестник ТГПИ. 2010. No 2. С. 291–294.
  10.  Петриченко Э.С. Изучение содержания ценностных ориентаций современных подростков // Гуманитарные научные исследования. 2013. No 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/4030 (дата обращения: 25.09.2015)
  11.  Собкин В.С. Идеалы и антиидеалы подростка // Социология образования: труды по социологии образования. Т. XV, вып. XXVII. 2011. С. 115–130
  12.  Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1997. No 4. С. 25–31.
  13.  Магун B.C., Энговатов M.B. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985–2001 гг. // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. No 4. С. 70–82.
  14.  Крапивка И.А. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения: региональный аспект: Дисс. канд. социолог. наук. Краснодар, 2011. 187 с.
  15.  Абзалова О.О. Неформальные подростковые группы как фактор социализации подростков // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: мат-лы 8-х межд. Макаренковских студенческих педагогических чтений (Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.). URL: http://makarenko-museum.narod.ru/news/Ekat/2011/Ekat_2011_22.htm (дата обращения: 06.10.2015).
  16.  Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Академия, 2000. 624 с.
  17.  Широких О.К. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций. М.: Первое сентября, 2007. 100 с.
  18.  Битинас Б.П.  Введение в философию воспитания: Монография. М.: Наука, 1996. 135 с.
  19.  Звягина Е.В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций : дисс…канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 190 с.
  20.  Исаева Л.В. Логико-содержательная модель формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей // Вестник МГОУ. Серия  «Педагогика». No 3. 2007. С. 21–25.
  21.  Кортиева Д.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования: Автореф. дисс…канд.пед.наук. Пятигорск, 2009. 200 с.
  22.  Карпова Н.П. Формирование ценностных ориентаций школьников в условиях сельской образовательной среды: Автореф. дисс… канд. пед. наук. Якутск, 2009. 20 с.
  23.  Праздникова Г.В. Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д.С. Лихачева: Автореф. дисс…канд. пед. наук. Тамбов, 2010. 24 с.
  24.  Беляева А.Б. Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций: Автореф. дисс…канд.пед.наук. Тамбов, 2010. 22 с.
  25.  Голубева А.В., Александрова Е.Ю.  Проблема формирования личной безопасности в системе ценностных ориентаций современных подростков // Международная электронная научная конференция. 2015. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1034/15974 (дата обращения: 05.10.2015).

Библиографический список
1 .Асмолов, А.Г., Семенов, А.Л., Уваров, А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 84с.
2. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 235с.
3. Урсул, А.Д.  Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1. — 1997. — № 2. — С. 1-11.

Cайт на базе WordPress